Реквизиты

«Система УМК «Естествознание – 21 век» как учебный материал для ученика и методическая технология для учителя»

Проект включает в себя участие педагогов в видеолоекциях авторов учебников и учебных пособий.

Ключевые направления системного развития УМК по предметам естественнонаучного цикла.

Если рассмотреть развитие естественнонаучного образования в условиях информационной среды школы, то в рамках стандарта второго поколения можно отметить перспективы формирования нового ИУМК по естественнонаучному циклу (ИУМК ЕН).

Такой ИУМК ЕН предусматривает целостное развитие и наполнение учебно-методическими материалами и ЭОР и включает в себя систему УМК по математике, информатике, физике, химии и биологии с межпредметными практикумами и элективными курсами. В том числе на основе ИКТ в информационной среде школы с использованием на регулярной основе цифровых ЕН-лабараторий. В этом случае УМК по информатике и ИКТ «Непрерывное информационное образование» становится системообразующим основанием для разворачивания на основе ИКТ-компетентности школьников естественнонаучного образования.

Задачи предметных УМК в системе УМК ЕН-21:

  • Математика выступает как системообразующий предмет ЕН-УМК на стадии трансформации реальных наблюдаемых или исследуемых химических, физических, биологических процессов в формальное их представление.
  • Информатика выступает как системообразующий предмет ЕН-УМК на стадии преобразования формального представления некоторых природных процессов в их разнообразные компьютерные модели инструментально-практическими средствами с помощью ИКТ.
  • Физика, используя методы научного познания и математический аппарат, изучает физические явления, двигаясь от эмпирических фактов через гипотезу и модель к научной теории. «…школьный курс физики — системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии». «…химические знания, наряду с физическими, находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний, необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно».
  • Биология дает возможность полнее всего применять для решения реальных проблем физические и химические знания. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах – организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям.

Именно поэтому издательство точкой входа в естественнонаучное образование школьников определило именно школьный курс информатики на основе традиционного курса математики на начальной ступени образования.

Далее в это дерево знаний в 5 классе включается ветвь математики, затем в 6 классе – биологии, в 7 классе – физики и в 8 классе – химии. Таким образом в 9 классе издательство акцентирует внимание школьников на межпредметных учебных практикумах и проектах, в том числе на основе цифрового оборудования школьных лабораторий и компьютерных виртуальных лабораторий.

На основе информационной активности детей в партнерстве с педагогической бригадой естественнонаучного цикла формируется целостное естественнонаучное знание учащихся, познавательная активность в самообразовании на основе новых ИТ ресурсов и средств обучения – цифровых и компьютерных ЕН лабораторий.

Этапы реализации проекта.

2007-2009 годы.

  • Формирование критериев контроля качества учебников, общее описание требований к УМК ЕН, разработка Положения о внутренне экспертизе УМК. Апробация и внедрение в работу редакторов и методистов процедур внутренней экспертизы учебников. Выстроена схема вывода учебников на ФЭ.
  • Формирование методической службы издательства для поддержки проекта УМК ЕН-21 для школ страны. Создание сайта методической службы издательства. Первичное наполнение сайта и его внедрение в работу учителей информатики в РФ. Разработана схема реализации УМК НИО в стране. Проведена ПИАР компания на основе интеллектуальной рекламы через весь годовой цикл региональной конференции ИТО, отражения проекта НИО в педагогических СМИ.
  • Формирование инфраструктуры региональных координаторов проекта и системы опорных школ (учителей - апробаторов). Подписание 15 соглашений на апробацию УМК НИО и УМК ЕН (поэтапно), включение в работу методической службы 15 регионов в лице координаторов – специалистов ИПКРО, и 30 опорных школ, апробаторов УМК НИО 2-11 кл. Проведены переговоры в регионах НИО с Министрами образования, получено одобрение по выстраиванию в этих регионах непрерывного информационного образования. В субъектах инициированы письма и приказы региональных Министерств образования о непрерывном курсе информатики для школ территории. Общее число школ, использующих хотя бы один УМК БИНОМ составляет 100%, количество школ НИО (2-11 классы) (инициативных) составляет 10%, планируется к 2015 году довести в регионах НИО это количество школ не менее 50%.
  • Разработка методических форм для 4-х уровневой апробации УМК НИО Уровень 1 – апробация школьной программы непрерывного курса информатики по различным траекториям. Уровень 2 – апробация конкретной траектории УМК 2-11 в школе (линейки). Уровень 3 – апробация УМК по классу обучения – методики связности теории и практики средствами учебных материалов УМК. Уровень 4 – апробация учебника/ пособия по параграфам. Апробация проведена в 15 опорных школах из 5 регионов страны (Новосибирская область, Иркутская область, Саха Якутия, КБР, Республика Башкортостан).
  • Разработка инфопакета по проекту УМК НИО. Отработка на этом проекте основных информационных материалов для позиционирования проекта в школах страны. Инициированы книги «Опыт информатизации школ региона» для субъектов РФ. Опыт апробации УМК НИО оформлен в виде издания – методического пособия для учителей информатики «Модели НИО». Запущена новая серия «Учебное планирование по предмету». Сформированы и активизированы авторские мастерские авторов УМК НИО. Апробирована работа с ИПКРО через телемост. Подготовлены условия по включению в 45 субъектов РФ курсов повышения квалификации на основе модулей по УМК БИНОМ с использованием сайта методической службы, телелекций, инфопаков и СД с аудио и видеоматериалами авторов Учебников.
  • Проведена сеть установочных семинаров с регионами проекта НИО. Проведена сеть семинаров День ДИНОМ в регионах в рамках совместного проекта «Академия учителей» в 50% субъектов РФ. Во всех этих регионах в ИПКРО сформирована экспозиция УМК НИО. Информация о деятельности БИНОМ в сфере НИО доведена письмами Министрам образования в 100% регионов, в настоящее время в серию Опыт информатизации школ региона вовлечено 20 регионов и издана первая книга от Костромской области, она разослана во все Министерства и послужит очередной интеллектуальной ПИАР компанией издательства БИНОМ.

2010-2012 годы.

  • Внедрение на регулярной основе критериев контроля качества УМК. Доработка составляющих УМК к учебникам. Формирование навигационных интерактивных ЦОР по учебникам УМК ЕН. Включение в ФП 70% учебников по всем предметам из УМК ЕН 5-11 кл.
  • Развитие сайта методической службы в части поддержки учителей школ по УМК ЕН. Создание на регулярной основе телелекций для ИПКРО в рамках курсовой подготовки учителей по УМК ЕН.
  • Развитие инфраструктуры регионов - участников проекта УМК ЕН. Доведение партнеров ИПКРО до не менее 50% субъектов РФ. Охват курсами повышения квалификации по УМК ЕН соответственно не менее 2500 учителей в год силами ИПКРО с использование сайта метод службы и телекурсов БИНОМ.
  • Формирование ИНФО пака для УМК ЕН. Наполнение экспозиций в регионлаьных ИПКРО (не менее 50% из всех федеральных округов) новинками УМК ЕН. Издание методического пособие для учителей ЕН цикла «Модели ЕН образования в современной школе». Наполнение серии «Учебные программы по каждому УМК по предмету и классу.
  • Проведение плановой апробации по формам 3 и 4 учебников, пособий и УМК по классам, сформированным в проекте на данном этапе. Вовлечение в апробационную работу авторов учебников для анализа откликов учителей.
  • Проведение межрегиональных семинаров 1 раз в год по проекту УМК ЕН в информационной образовательной среде. Вовлечение учителей и ИПКРО в парнтерство по проекту УМК ЕН по территориям: Дальный Восток, Алтай, Северный Кавказ, Юг, Центр России, Северо-запад, Сибирь, Урал, Поволжье.
  • Проведение ПИАР акции для стран СНГ. Формирование диска – презентации проекта УМК ЕН и инфопакетов (не менее 50 штук) для ежегодной раздачи на IOI. Проведение ПИАР акции (инфопаки и диски УМК НИО и УМК ЕН - 100 экземпляров) для передачи представителям субъектов РФ на ВОИ.
  • Продолжение развития серии Опыт информатизации школ региона. Охват серией 50% субъектов РФ.
  • Развитие интернет-газеты БИНОМ по проекту УМК-ЕН на сайте издательства, формирование в ней регулярных интервью авторов, методистов, учителей, школьников и репортажей из школ, тираж газеты для мероприятий в регионах.
  • Активизация форумов со школами на сайте методист. Наполнение экспозиции в опорных школах и ИПКРО. Сопровождение сетевых конкурсов БИНОМ для учителей, формирование по итогам конкурсов, апробации, проведенных мероприятий методических рекомендаций от школ, писем от ИПКРО и Министерств в адрес БИНОМ по УМК ЕН.